Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Психологическое воздействие цвета
Эмоциональное, или психологическое
воздействие цвета не так легко проанализировать, как физиологические
процессы, возникающие в результате цветовосприятия, а между тем
большинство из нас отдает предпочтение определенным цветам и считает,
что цвет влияет на настроение. Многие находят затруднительным жить и
работать в помещениях, цветовое оформление которых кажется им неудачным.
Цвета разделяют на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, даже
на тяжелые и легкие.
Хотя отношение к цвету во многих случаях носит чисто субъективный
характер, исследования показывают, что существуют и общие точки зрения.
Но мы без труда забываем о своем отношении к цвету под влиянием других
ощущений, и границы, которые мы проводим, приписывая тому или иному
цвету определенное качество, условны и расплывчаты, поэтому ученые часто
получают во время опытов противоречивые данные.
Так, лабораторные опыты, проводившиеся еще в 1907 году, показали, что
люди сходятся во мнении относительно условного веса цветов. Красный был
признан самым тяжелым, за ним шли равные по весу оранжевый, синий и
зеленый, затем — желтый и последним — белый. Пары цветных пятен
одинаковой формы казались неустойчивыми, если сверху располагался
«тяжелейший» цвет. Однако это зрительное впечатление не настолько
сильное, чтобы повлиять на представление человека о весе различных
цветных предметов, которые он берет в руки.
Цвет изменяет наше представление о действительных размерах предметов,
причем цвета, которые кажутся тяжелыми, уменьшают эти размеры. Из
равновеликих квадратов самым маленьким кажется красный, синий —
побольше, белый — самым большим. Французский трехцветный флаг обычно
представляет собой синюю, белую и красную вертикальные полосы одинаковой
ширины. А на кораблях соотношение этих полос меняют — 33:30:37, чтобы
на расстоянии они казались равными.
Знакомая классификация цветов на теплые и холодные не очень-то совпадает
с нашей оценкой реальной температуры. Во время одного опыта люди брали в
руки синий или зеленый стержень, нагретый до 42° С, и он казался им
теплее красного или оранжевого стержня, нагретого до той же температуры.
Опыт, целью которого было определить, вызывает ли теплый свет в комнате
ощущение тепла или уюта, показал, что теплое освещение ни в коей мере
не может заменить систему отопления.
Психологи, занятые в промышленности, изучают воздействие цвета на
производительность труда рабочих. Утверждают, что в туалетах,
выкрашенных красной краской, рабочие проводят меньше времени, чем в
туалетах, выкрашенных синей краской. Обезьяны, и это убедительно
доказано, при наличии выбора проводят меньше времени в помещениях с
красным освещением, чем в помещениях, где свет имеет другую окраску.
Высказывалось предположение, что причина не столько в предпочтении
других цветов красному, сколько в ускорении действия «биологических
механизмов» животных при красном свете: обезьянам кажется, что они
пробыли в условиях красного освещения гораздо дольше, чем на самом деле.
Но если человеческие «механизмы» и действуют так же, это никак не
отражается на способности людей оценивать, какой отрезок времени они
провели при том или ином освещении.
Когда испытуемых просят медленно нарисовать полукруг, при зеленом свете у
них это получается лучше, чем при красном, который вызывает усиление
дрожи в руке, как и в том случае, когда испытуемого просят держать
иголку в небольшом отверстии, не касаясь краев этого отверстия.
Представляется, что распространенное мнение о возбуждающем действии
красного света верно, так как он повышает электрическую проводимость
кожи, определяющую потовыделение. В то же время красный свет не
оказывает сколько-нибудь значительного влияния на частоту пульса или
дыхания. Здесь, как и во многих других областях цветопсихологии, мы
имеем дело с противоречивыми данными. Для целого ряда ручных операций, а
также для большинства умственных процессов цвет светового потока не
имеет, очевидно, никакого значения.
На протяжении уже многих веков художников и писателей волнует проблема
эстетического воздействия цветов и одиночных, и в сочетаниях. В этой
области проведено всего несколько серьезных исследований, но их
результаты говорят об удивительной степени совпадения мнений различных
людей о цвете. Разглядывая образцы одиночных цветов на нейтральном сером
фоне, люди обычно отдают предпочтение синим тонам — от сине-зеленых до
пурпурно-синих. Меньше других нравится зеленовато-желтый цвет.
Независимо от цвета отдается предпочтение светлым тонам. Исследователи
просили испытуемых определить также привлекательность цветовых пар и
обнаружили, что людей привлекают резко контрастные цвета, а еще больше —
цвета, отличающиеся по насыщенности и яркости. Исходя из этих симпатий и
антипатий к одиночным цветам и цветовым парам, можно до некоторой
степени точно предсказать впечатление, которое произведет на
человека цветная абстрактная композиция. Некоторые психологи считают,
что отношение к цвету на таком примитивном уровне имеет биологическую
основу и оказывает влияние на более сложные эстетические суждения
человека о картине или фотографии как цветовой композиции.
Нас, конечно же, поражает не общность функций цвета в различных
культурах, а их несхожесть. Во многих странах, например, белый цвет —
традиционно свадебный, а в некоторых — траурный. Европейца или
американца не удивит, что в костюмах и гриме вьетнамских оперных актеров
красный цвет символизирует гнев, но он ни за что не догадается, что
белый цвет — символ предательства, а черный — смелости. Тем не менее
тщательные исследования показывают, что во многих случаях люди в разных
странах мира реагируют на цвет одинаково. Красный, желтый, зеленый и
синий — «фокусные» цвета для человечества. Именно эти цвета предпочитают
дети, пока не начинают говорить, и избегают «пограничных» цветов,
лежащих между ними. Названия «фокусных» цветов первыми появляются в
речи. Более того, если расположить языки в порядке сложности их цветовой
терминологии, выясняется, что названия цветов следуют друг за другом в
определенной последовательности. У некоторых народов, в частности, в
Новой Гвинее, есть только два «основных» цветовых термина, обозначающие
черный и белый, или темный и светлый тона. Другие цветовые термины —
неосновные, потому, например, что они связаны с обозначением конкретных
предметов.
Безусловно в таком языке, как английский, существует гораздо больше
названий цветов, но малиновый, например, нельзя считать основным,
поскольку он входит в состав красного, а такие слова, как «блондин», не
принимаются во внимание, поскольку они относятся к определенным видам
предметов или материалов, подобно цветовым терминам, связанным с
обозначением конкретных предметов в менее развитых языках.
Соответствующие цветовые термины в разных языках не обязательно
охватывают один и тот же цветовой диапазон. Но «центры» этих диапазонов
всегда совпадают.
У многих людей цвета ассоциируются с другими ощущениями. Так, поэт Рембо
считал, что у каждой гласной есть свой цвет: А — черная, Е — белая, I —
красная, О — синяя, U — зеленая. А Римскому-Корсакову казалось, что в
свой особый цвет окрашены различные музыкальные тональности: до мажор — в
белый, ре мажор — в желтый, ми мажор —в синий, фа мажор — в зеленый.
Оставив в стороне сугубо личное восприятие цвета, можно все же сказать,
что вообще людям свойственно приписывать цветам некоторые качества.
Выбор качества зависит в некоторой степени от особенностей культуры и
образа жизни. Опрос по схеме «хороший-плохой» показал, что в Азии к
белому цвету относятся с большим почтением, чем на Западе. Желтый цвет,
более чем где-либо, почитают в Таиланде — возможно, причины этого
кроются в религии. А в странах с засушливым климатом зеленый цвет
считают сильным. Однако общее впечатление таково, что у «значений»,
которые имеет цвет в разных культурах, больше общих черт, нежели
различий. Серый, желтый и белый, как правило, считают слабыми цветами, а
красный — сильным и активным. Синий почти повсюду расценивают как
«хороший» цвет. В своем восприятии цвета и отношении к нему люди,
по-видимому, очень похожи друг на друга.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Леди7 (19 Ноября 2010)
|
Просмотров: 517
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|